О пенсионном возрасте и предпенсионерах

С 01.01.2019г вступил в силу  Федеральный закон от 03.10.2018 №350-ФЗ  « О внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» (далее – Закон № 350-ФЗ), направленный на повышение возраста выхода на страховую пенсию по старости, социальную пенсию по старости и пенсию по случаю потери кормильца для отдельных категорий граждан. Согласно внёсенным в статью 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ « О страховых пенсиях» (далее – Закон №400-ФЗ) изменениям с 01.01.2019г при назначении страховой пенсии по старости на общих основаниях поэтапно, с шагом в один год, повышается нормативный или общеустановленный пенсионный возраст на пять лет: для мужчин с 60 до 65 лет, для женщин с 55 до 60 лет. Как и прежде сохранена традиционная для пенсионной системы России дифференциация по признаку пола при установлении пенсионного возраста для мужчин и женщин. Законодатель по-прежнему проявляет особый подход к женскому пенсионно- му возрасту, который обуславливается, в первую очередь, особой социальной ролью женщины в обществе, связанной с материнством, рождением и воспитанием детей. Увеличение пенсионного возраста будет происходить не одномоментно, а постепенно, исходя из необходимости адаптации граждан к происходящим изменениям и создания условий для разумного переходного периода. Предусматривается длительный переходный период в течение 10 лет – с 2019 по 2028 год для мужчин и женщин.                                                                                                                                                                                   Прежде всего хотелось бы отметить, что Закон №350-ФЗ не предусматривает повышение пенси- онного возраста для следующих категорий граждан:                                                                                                                          -  для граждан, работающих на местах с опасными и вредными условиями труда (п.п.1-18 ч.1 ст.30  Закона №400-ФЗ), в пользу которых работодатель осуществляет уплату страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным в результате специальной оценки условий труда (списки №1 и №2, а также в связи с особыми условиями труда);                                                                                              -  для лиц, пенсия которым назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста по социальным мотивам и состоянию здоровья (ст. 32 Закона №400-ФЗ). К ним относятся:                                      а). женщины, родившие 5 и более детей и воспитавшие их до достижения ими возраста 8 лет;                                  б). один из родителей (опекунов) инвалидов с детства, воспитавший их до достижения ими возра-           ста 8 лет;                                                                                                                                                                                    в). женщины, родившие двух и более детей, если они имеют необходимый стаж работы в районах Крайнего Севера либо в приравненных к ним местностям;                                                                                                      г). инвалиды вследствии военной травмы и инвалиды по зрению I группы;                                                                 - для граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, в т.ч.     вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.                                                                                                                                                         Далее необходимо остановиться на общих правилах повышения пенсионного возраста.                                        Во-первых, лицам, замещающим государственные и муниципальные должности, должности государственной гражданской и муниципальные должности, в отношении которых требования к возрасту при назначении страховой пенсии по старости уже были увеличены с 01.01.2017г,  темп повышения пенсионного возраста с 01.01.2021г  увеличивается с полугода до года. Таким обра- зом, темп повышения пенсионного возраста для данной категории синхронизируется с темпами повышения общеустановленного пенсионного возраста. К примеру, если муниципальный служа- щий, проработавший не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющий страховой стаж не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, приобретает право в 2019г на назначение страховой пенсии по старости ( по состоянию по  31.12.2016г), то эта пенсия будет назначена по достижению возраста: женщины – 50 лет + 18 месяцев, мужчины – 55 лет + 18 месяцев; в 2020 г  - женщины – 50 лет + 24 месяца, мужчины – 55 лет + 24 месяца, а уже в 2021г – женщины – 50 лет + 36 месяцев, мужчины – 55 лет + 36 месяцев.                                                                                                                                                 Во-вторых, Законом №350-ФЗ предусмотрен новый подвид досрочной страховой пенсии по старости, который был назван как досрочная пенсия в связи с длительным страховым стажем или досрочная пенсия за длительную работу. Что это значит? В статью 8 Закона №400-ФЗ введена новая часть 1.2.,  согласно которой лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, но не ранее достижения «старого» пенсионного возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).Таким обра- зом, после окончания переходного периода, предусмотренного Законом №400-ФЗ для поэтапного повышения пенсионного возраста, досрочная пенсия за длительную работу мужчинам может  быть назначена при достижении 63 лет, а женщинам – 58 лет, при этом у женщин, государствен- ных служащих, соответствующее право будет возникать в 61 год ( для них нормативный пенсион- ный возраст составляет 63 года).  При исчислении указанного стажа учитываются только периоды работы и (или) иной деятельности и периоды получения пособия по обязательному страхованию в период временной нетрудоспособности.                                                                                                                                  В-третьих, Законом №350-ФЗ для некоторых категорий граждан, претендующих на досрочное наз- начение пенсии, предусматривается увеличение возраста выхода на страховую пенсию по старос- ти. В первую очередь это касается северян. Согласно изменениям, внесенным в п.6 ч.1 ст.32 Закона №400-ФЗ, для лиц, проработавших не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностям и имеющих страхо- вой стаж не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, предусматривается повышение пен- сионного возраста с 55 до 60 лет и с 50 до 55 лет (соответственно мужчины и женщины) с учетом положений переходного периода.                                                                                                                                             Исходя из общего увеличения возраста выхода на пенсию для педагогических, медицинских и творческих работников ( пункты 19-21 части 1 ст.30 Закона №400-ФЗ ), для которых право на получение страховой пенсии возникает независимо от их возраста, устанавливаются новые сроки обращения за назначением досрочной пенсии. Сейчас данным категориям работников необходимо выработать специальный стаж продолжительностью от 15 до 30 лет, в зависимости от конкретной категории льготника. Срок выхода на пенсию будет исчисляться исходя из даты выработки специального стажа и периода отсрочки обращения за ней. Закон не предусматри- вает для них увеличение продолжительности специального стажа. Таким образом, с 01.01.2019г возраст, в котором данные работники вырабатывают специальный стаж и приобретают право на досрочную пенсию, фиксируется, а реализовать это право можно будет в период с 2019 по 2028 годы и далее с учетом увеличения пенсионного возраста. К примеру, школьный учитель выраба- тывает специальный стаж во II половине 2019г, а за назначением пенсии он (она) может обра- титься в I половине 2020 года; в случае, если вырабатывает специальный стаж в 2020 году, за назначением пенсии может обратиться через 18 месяцев после выработки специального стажа. Если же специальный стаж будет выработан в 2021 году, то за назначением – в 2024году,  соот-                                ветственно в 2022г – за назначением в 2026 году и в 2023г – за назначением в 2028 году.                                       В-четвертых, повышается возраст назначения социальной пенсии по старости нетрудоспособным гражданам, указанным  в подпункте 5 пункта1 статьи 11 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», для мужчин с 65 до 70 лет и для женщин с 60 до 65 лет.                                                                                                                                                                Необходимо обратить внимание, что часть 3 статьи 10 Закона №350-ФЗ установила особый поря- док реализации пенсионных прав для лиц, достигающих «старого» пенсионного возраста в период с 1 января 2019г по 31 декабря 2020г. Данным гражданам пенсия может назначаться ранее достижения «нового» пенсионного возраста, но не более чем на шесть месяцев. Например, граждане, достигшие пенсионного возраста в 2019г в условиях РКС (мужчины – 55 лет, женщины – 50 лет), пенсия будет назначена мужчинам – 55 лет + 6 месяцев, женщинам – 50 лет + 6 месяцев. В случае наступления пенсионного возраста в 2020г, соответственно, мужчины – 55 лет + 18 месяцев, женщины – 50 лет + 18 месяцев.                                                                                                                               С 01.01.2019г введена норма для лиц, проработавших не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, предусматривающая повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25% суммы, установленной фиксиро- ванной выплаты к соответствующей страховой пенсии. Повышение фиксированной выплаты уста- навливается при одновременном наличии трёх условий:                                                                              - необходимо до установления повышения фиксированной выплаты отработать в сельском хозяйстве не менее 30 календарных лет;                                                                                                                                    - повышение устанавливается только неработающим пенсионерам;                                                                                              - повышение фиксированной выплаты устанавливается только на период проживания в сельской местности.                                                                                                                                                                                                  Из указанных трех условий более всего отработаны два последних. Первое условие требует определенных пояснений. Постановлением Правительства РФ от 29.11.2018 №1440 утвержден Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии. Согласно Списку, не все работники сельских хозяйств за свой длительный стаж могут рассчитывать на повышение фиксированной выплаты. Концепция Списка построена исходя из непосредственной занятости лиц на работах в полевых условиях, на фермах и т.д. В этой связи лица, которые не заняты напрямую на сельскохозяйственных работах, в т.ч. бухгалтер, экономист, кассир, работник отдела кадров, секретарь-машинист и тому подобные, Списком не предусмотрены.                                  И наконец последнее, Законом №350-ФЗ вводится понятие «предпенсионный возраст». Однако, ситуация осложняется тем, что в законодательстве единого понятия предпенсионного возраста не закреплено. Для налоговых правоотношений -  одно определение, для трудовых – другое, для правоотношений в сфере занятости – третье. Данное обстоятельство требует различных подходов к подтверждению статуса предпенсионера. Именно информация Пенсионного фонда будет являться правоопределяющей при предоставлении различных льгот и мер социальной поддержки лицам предпенсионного возраста.                                                                                                                                                               Право на налоговую льготу имеют физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии. Под необходимыми условиями следует понимать исключительно пенсионный возраст, необходимый для назначения пенсии в соответствии с законодательством РФ, действовавшим на 31.12.2018г. В данном случае главным критерием является именно возраст и налоговыми льготами будут пользоваться мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (если они не относятся к категории лиц, претендующих на досрочное назначение страховой пенсии по старости, или не являются государственными служа- щими). В рамках реализации гарантий гражданам предпенсионного возраста по диспансеризации и занятости, а также уголовного преследования работодателей за необоснованный отказ граж- данам предпенсионного возраста в приеме на работу и за необоснованное увольнение указанных граждан – это лица, которые не более чем через пять лет достигнут пенсионного возраста, уста- новленного Законом №350-ФЗ ( с учетом переходного периода ).Аналогичный подход в отноше- нии гарантий по занятости и диспансеризации следует также применять в отношении граждан, претендующих на досрочное назначение страховой пенсии по старости, право на которую определяется с учетом достижения соответствующего возраста:                                                                                                   - для граждан, постоянно проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, правоопределяющим основанием для подтверждения их статуса предпенсионера будет являться возраст для назначения «северной» пенсии;                                                                                                                                                                                 -для многодетных матерей во внимание принимается соответствующий возраст и наличие требуемого количества детей на дату обращения за подтверждением статуса;                                                                                                                    -в отношении лиц, у которых право на досрочное назначение страховой пенсии связано с работой по определенной профессии (Списоки №1 и №2 и др.) необходимыми условиями являются достижение предпенсионного возраста и факт работы по соответствующей специа- ности на момент обращения за подтверждением статуса;                                                                                                      -для граждан, претендующих на досрочное назначение страховой пенсии, назначение которой осуществляется независимо от возраста (педагогические и медицинские работники), для получения статуса предпенсионера применяется только условие – наличие требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.                                                                                         Согласно положениям Закона №350-ФЗ граждане предпенсионного возраста (в течение 5 лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно) имеют право получать в органах ПФР сведения об отнесении их к категории граждан предпенсионного возраста.